Ливни, которые обрушились на Беларусь на прошлой неделе, доставили немало хлопот всем. И особенно автомобилистам.
По официальным данным, в Минске только 23 июля были затоплены 32 автомобиля. А ведь такой же ужасный ливень обрушился на столицу и 24 числа. Но в пятницу сотрудники Госавтоинспекции уже не занимались подсчетами. Автомобили плавали в лужах и на Немиге, и на Комаровке, на площади Бангалор, на проспекте Дзержинского, в Ждановичах, в спальных районах Минска. Так что официальных данных, сколько железных коней накрыла стихия, нет.
И теперь автомобили-"утопленники", отмытые и отреставрированные, могут появиться на авторынке. И главный вопрос ближайших месяцев: как не нарваться на "топляка".
У нас есть парочка советов! Где искать следы потопа
Следы от воды не проходят бесследно. Как бы ни готовили авто на продажу, полностью удалить "подмоченную" репутацию машины не удастся.
Обшивку и сиденья можно вымыть снаружи, но внутри сырость останется, как ни просушивай. Поэтому первым признаком "топляка" является затхлый запах в салоне и багажнике. Внимание! Наличие филиала косметической фабрики в салоне должно насторожить. Если кресла кожаные, после долгого пребывания в воде их обивка дубеет, становится жесткой на ощупь. Металлические части салона антикором не покрывают, поэтому не поленитесь, нагнитесь и обследуйте пружинный каркас сидений, а также металл под приборной панелью. Если есть следы коррозии - это косвенный признак, что с машиной не все в порядке.
Внимательно обследуйте фары. Отмыть их изнутри от ила довольно проблематично. Если в уголках обнаружите налет, похожий на плесень, не сомневайтесь - авто успело поплавать.
Проверьте все эксплуатационные жидкости. Нигде не должно быть эмульсии белого цвета, которая появляется при смешивании технических жидкостей с водой.
Если продавец не против, достаньте несколько технологических пластмассовых "пробок" из отверстий в кузове (например, из порогов, задней балки), следов песка и ила там быть не должно.
Первая помощь утопающему
Заехали в лужу! Что делать?
*Ни в коем случае не пытайтесь его завести во избежание гидроудара. Это когда вода через воздушный фильтр начинает поступать в цилиндры. Она не воздух, сжать ее не удастся, поэтому последствия могут быть плачевны - погнутые шатуны, сломанный коленвал. А это все весьма и весьма дорогостоящий ремонт.
*Желательно сразу снять клемму с аккумулятора во избежание замыкания электропроводки.
* Чем быстрее вы вытащите машину на сухое место, тем меньше последствий "купания" придется устранять.
Фото: Антон МОТОЛЬКО
Вопрос ребром
Что в автомобиле-"утопленнике" ломается в первую очередь:
1. Электрооборудование, различные электронные блоки, реле, электродвигатели, контакты. А учитывая количество электронаворотов современных автомобилей, замена обойдется в копеечку.
2. Мелкодисперсные частицы попадают в подшипники, ШРУСы, шаровые опоры и очень резко сокращают их ресурс, если не промыть и не заложить новую смазку.
3. Вода, попадая в закрытые полости кузова, вызывает коррозию металла. Соответственно, машина раньше проржавеет. Можно ли ездить на "утопленнике"?
Можно, если устранить все последствия "купания", т.е. разобрать до винтика, просушить, почистить, смазать и собрать. Но это сопоставимо по цене со стоимостью такого же автомобиля. Перед продажей делать этого, естественно, никто не будет, последствия уберут с минимальными денежными затратами. Поэтому когда у такого автомобиля начнет глючить электрика либо всплывут вопросы по механической части, не знает никто.
Минимум, что нужно сделать с "утопленником", это просушить электрооборудование и поменять все эксплуатационные жидкости. Если двигатель не получил гидроудар, ничего страшного с ним не случится.
Важно
По мнению специалистов, критической точкой затопления машины считается нижняя часть передней панели. Если вода поднялась выше, автомобиль не имеет смысла восстанавливать.
Законы выживаемости
*Чем выше, тем лучше. В первую очередь пострадают низкие малолитражки.
*Дизельные двигатели более лояльно относятся к преодолению водных преград, чем бензиновые.
*Расположение воздухозаборника. Чем выше, тем лучше. Идеальный вариант шноркель - труба выведенная на крышу.
*Опыт и наличие инстинкта самосохранения у водителя. Ведь известно: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!