Похвала старших — существенная поддержка в этом сложном, запутанном мире. Она вдохновляет, наполняет энергией и придает силы для преодоления препятствий.
Похвала окрыляет ребенка. Главное — не перестараться и не вырастить эгоиста.
Человек приходит в этот мир учиться. Еще никто не родился со знанием, что такое хорошо и что такое плохо. «Хорошо» в человеческой жизни всегда означает развитие, движение вперед; «плохо» — в любых проявлениях — это регресс. Похвала старших помогает ребенку ориентироваться в любых жизненных ситуациях, особенно в незнакомых.
Стоит ли хвалить?
Конечно, ребенок может овладеть миром и без похвалы, демонстрирующей, прежде всего, родительскую любовь. В истории встречались личности (и, нужно сказать, сейчас мир гордится ими), у которых в детстве не было никакой поддержки : или потому, что не от кого было ждать похвал, или потому, что родители придерживались таких методов воспитания. Да, эти дети выросли и стали знаменитостями, но не «благодаря» а «вопреки». И путь их был вымощен страданиями, сомнениями и комплексами. А что, если бы на их пути встретился тот, кто мог подарить свою поддержку, похвалить, одобрить? Однозначно, мир обогатился бы научными открытиями, художественными и музыкальными произведениями, спортивными достижениями, поскольку отдача от похвалы во много раз превышает ее саму.
Похвала старших помогает ребенку ориентироваться в любых жизненных ситуациях, особенно в незнакомых.
Но это не значит, что ребенка нужно хвалить беспрерывно и по любому поводу. Делать это нужно с умом. С одной стороны, хвалить нужно, потому что это действительно окрыляет и побуждает к развитию. С другой — нужно не перестараться и не вырастить из малыша самовлюбленного эгоиста.
Если вы обнаружили в ребенке какую-то способность, обязательно дайте малышу понять, что он одарен. Но одновременно внушайте ребенку мысль о серьезном отношении к этому дару. Сначала вам придется нести груз таланта вместе с ребенком — возить его в специализированную школу, тратить не лишние для семейного бюджета средства… Но главное — поддерживать морально — при любых обстоятельствах, не обращая внимания на падения, которые будут случаться, возможно, чаще взлетов. Ребенок должен понять, что вы на его стороне, что вы верите в него.
Часто ли хвалить?
Многократная похвала вредна — с этим соглашаются все педагоги и психологи. Малыш привыкает к тому, что им постоянно восхищаются. В отличие от родителей, коллектив (детский садик, школа, потом институт) — вряд ли будет постоянно петь ему дифирамбы. А отсутствие привычной похвалы может вызвать у такого ребенка внутренний дискомфорт, порождающий зависть, обиду, ревность к чужому успеху и подозрительность.
Возможен также другой вариант: когда хвалят очень часто, это обесценивает похвалу и вызывает неверие в искренность старших. Потому нужно отыскать золотую середину и придерживаться ее при любых обстоятельствах.
За что именно хвалить?
Секрет простой: похвала должна касаться не личности ребенка (какой ты умный, красивый, сильный), а тех действий, которые он выполняет. То есть: у тебя хорошо все получилось, ты красиво нарисовал и тому подобное. Кстати, этот же принцип используют и тогда, когда выражают неодобрительную оценку: рассматриваются только поступки, огорчившие взрослых, но не сам ребенок.
Когда малыш начинает какое-то новое для него дело, похвала просто необходима. Это повышает уверенность, поддерживает интерес, придает дополнительную энергию для продолжения действия. «Так держать! У тебя очень хорошо выходит!» Кстати, после похвалы намного более позитивно воспринимаются советы, а предложенная помощь принимается с радостью.
Как хвалить?
Очень выгодно — в воспитательном плане — похвалить ребенка и в то же время сделать «перенесение» на другого человека. Например: «Мне нравится! А как обрадуется папа!», «Дедушка будет просто счастлив!» Этим мы показываем, как и чем малыш может нас порадовать, какое его поведение нам нравится.
Но часто использовать этот метод не рекомендуется: чадо может начать только и думать о том, как принести кому-то удовольствие! А в дальнейшем из него может вырасти либо лицемер (если ребенок на первое место все-таки будет ставить свои интересы), либо человек, не имеющий своего мнения (если на первом месте будут интересы других).
Эффективным методом похвалы считаются комплименты. Делать их — это действительно искусство, тем более, если используешь комплименты в воспитательных целях. Например, можно похвалить проявленные черты характера, умения: «Ты у меня такой самостоятельный и ответственный — сам убрал в комнате!»
Хорошие результаты дают комплименты, направленные на личность через вещи, которые принадлежат ребенку: «Какая ты аккуратная — у тебя все книжки чистые, как новенькие!» Беспроигрышными считаются комплименты, касающиеся личности малышни, выраженные через свои чувства: «Мне с тобой так хорошо, ты всегда помогаешь мне».
Но и здесь нужно быть осторожным: важно, чтобы комплименты были направлены на разные качества ребенка, чтобы они помогали ему стать целостной личностью.
Всегда можно найти, за что похвалить ребенка, даже если он не проявляет особенных способностей и качеств. Он есть, он с вами, он смотрит вам в глаза, верит вам, надеется на вас. Ребенок — самый лучший, потому что он ваш. Ну как его не похвалить, хотя бы ради того, чтобы увидеть, как в родных глазенках рождается счастье!
Источник: http://sovet.bigmir.net/article/716/ |