Вопрос о том, насколько правильно развивается ребенок,
разумеется, волнует каждую маму. Конечно же каждый человек, даже самый
маленький, обладает индивидуальными особенностями, однако есть определенные
знания, умения и навыки, которые позволяют определить, насколько успешны
«достижения» малыша.
Новорожденный
Зрение: жмурится
при ярком свете, поворачивает глаза к его источнику.
Слух: вздрагивает
или моргает при резком звуке.
Моторика: в
основном находится в позе «эмбриона» с прижатыми к туловищу руками и ногами;
движения хаотичные, медленные, пальчики сжаты в кулачки.
Эмоции:много спит, просыпается только для кормления
или когда мокрый.
1 месяц
Зрение: фиксирует
взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает следить за
движущимся предметом, зажмуривается при ярком свете.
Слух: кратковременно сосредотачивается
на звуке и голосе, вздрагивает или мигает при резком звуке.
Речь: произносит
отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика: в
положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции: открывает
рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца
Зрение: следит
взглядом в горизонтальной плоскости, любит рассматривать лицо матери,
геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух:
прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь: начинает
«гулять».
Моторика: в
положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции:при общении со взрослым появляется улыбка.
3 месяца
Зрение: длительно
рассматривает предметы, одновременно поворачивает голову и глаза, плавно следит
за предметами в положении лежа на животе.
Слух: отыскивает
источник звука глазами с поворотом головы.
Речь: гули
нараспев, пытается подражать интонации взрослого.
Моторика:
удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе с опорой на руки под
острым углом. Кисти открыты. Натыкаясь руками на повешенные перед ним игрушки,
пытается их схватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции:увидев взрослого или игрушки, улыбается,
усиливаются двигательная активность и голосовые реакции.
Игра:
рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца
Зрение: может
переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки,
тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется
бинокулярное зрение).
Слух: различает
голоса близких.
Речь: громко
кричит, прислушиваясь к собственному голосу.
Моторика: в
положении на животе с опорой на руки под прямым углом поворачивается на бок.
При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции: смеется вголос,
умеет выражать свой испуг.
Игра: целенаправленно
тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду,
тянет их в рот.
5 месяцев
Зрение: может
следить взглядом за двумя предметами попеременно, узнает своих и чужих, ищет
наполовину спрятанный предмет.
Слух: прислушивается к музыке.
Речь: произносит
согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается по-своему разговаривать с
игрушками, взрослыми.
Моторика: в положении
на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая плечевой пояс. Поворачивается
со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции: при виде
новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем оживляется
или пугается.
Игра: активно
захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев
Зрение: понимает
отдельные жесты взрослого (например, приглашение на ручки).
Слух: узнает
знакомые голоса, по-разному реагирует на определенные звуки.
Речь: подолгу
может общаться сам с собой.
Моторика:
переворачивается с живота на спину; посаженный, находится в этой позе, опираясь
на две руки; подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке,
перекладывает их из руки в руку.
Эмоции: внимательно
рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на
выражение лица взрослого. И
Игра:
манипулирует с игрушками.
7 месяцев
Зрение: узнает
знакомых, следит за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета,
прежде чем схватить его.
Слух: различает
интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают.
Речь: начинается
стадия лепета.
Моторика: сидит
самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции: реакция
страха сменяется познавательным интересом. Игра: любит рвать листы бумаги,
развязывать ленточки, выбрасывать игрушки из кроватки.
8 месяцев
Зрение: интерес
или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах
одновременно.
Слух: адекватно
реагирует на вопросы и просьбы «где?», «дай», «на».
Речь: активно
лепечет, произносит слоги.
Моторика: самостоятельно
садится, устойчиво сидит, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки,
стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его
взяли на руки, машет «пока-пока».
Эмоции: постоянно
занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра: отталкивает
предметы, кидает игрушки, складывает мелкие предметы в крупные, разбирает
пирамидку.
9 месяцев
Зрение: может
долго наблюдать за взрослым, реагирует на его мимику и жесты.
Речь: произносит
отдельные слова, чаще слогоподражательные.
Моторика:
ползает, попеременно передвигая то правую, то левую ножки; встает у опоры на
ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя
или тремя пальцами.
Эмоции: различные
эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра: играет
сразу несколькими предметами, постукивает ими друг о друга, любит музыкальные
игрушки, ищет спрятанную вещь.
10 месяцев
Зрение:
показывает некоторые называемые взрослым предметы.
Слух: узнает
простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь: повторяет
за взрослым слова, копирует интонацию.
Моторика:
кратковременно стоит без опоры, ходит, если его держат за обе руки. Собирает
пирамидку. Показывает части тела другого человека. Вкладывает пальцы в
отверстия не на ощупь, а контролируя свои действия взглядом.
Эмоции: реагирует
на различные ситуации, сигнализируя криком о том, что он мокрый или голодный.
Игра: начинает
играть с игрушками в соответствии с их назначением. Может самостоятельно играть
20—30 минут.
11 месяцев
Зрение:
внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно в новой для него.
Слух: понимает
обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы.
Речь: обращается
ко взрослым с целью что-то сообщить, чаще на «своем» языке.
Моторика: стоит
самостоятельно, ходит, если его держат за одну руку, делает первые самостоятельные
шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела. Эмоции: избирательно относится к
окружающему, реагирует на слово «нельзя».
Игра: умеет себя
занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым; собирает
пирамидку. Появляются элементарные контакты со сверстниками.
12 месяцев
Зрение: узнает
многие предметы на картинке.
Слух: появляется
много звукоподражательных звуков и слов.
Речь: произносит
около 10 слов, постоянно увеличивая словарный запас; улучшается произношение.
Моторика: ходит
самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции:
появляется сопереживание.
Игра: активно
контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик,
вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Разумеется, каждый
ребенок — уникальная личность, поэтому далеко не обязательно, что дети одного
возраста будут обладать абсолютно одинаковым набором знаний, умений и навыков.
И родителям важно вовремя помочь, научить, подсказать, а главное — всегда
любить своего малыша, и тогда его развитие будет полным и гармоничным.